Оказание первой медицинской помощи при вывихах и переломах костей

первая медицинская помощь

Переломом называется нарушение целостности кости под воздействием внешних факторов. 

Различают переломы открытые и закрытые. Перелом кости без нарушения целости кожи или слизистой оболочки называется закрытым.  Открытые переломы  сопровождаются повреждением кожи или слизистой оболочки.

По степени повреждения переломы бывают полные (при этом виде переломов кость сломана полностью) и неполные, при которых имеется только надлом кости или её трещина. Полные переломы могут быть  со смещением костных отломков или без смещения отломков.

По направлению линии перелома относительно длинной оси кости переломы могут быть поперечные, косые, винтообразные и вколоченные (когда сила, вызвавшая перелом направлена вдоль кости и отломки вдавливаются один в другой). Иногда физическое воздействие на кость бывает настолько сильное (или оно приложено в нескольких точках одной и той же кости), что кость повреждается одновременно в нескольких местах. В этом случае говорят об оскольчатом переломе.  

Все переломы костей сопровождаются кровотечениями:

- при переломе бедренной кости -1000-1500 мл;

- при переломе  костей голени     600-700 мл;

- при переломе  плечевой кости   300-400 мл;

- при переломе  костей предплечья  100-200 мл;

- при переломе   костей таза       1500-2000 мл   

Признаки перелома:

-  боль;

- невозможность пользоваться конечностью;

- наличие патологической (в неестественном месте) подвижности;

-  нефизиологическое  (неестественное)  положение конечности;

- деформация конечности;

- крепитация костных отломков;

- укорочение длины конечности (за счёт сокращения мышц и «стягивания» костных отломков).

Осложнения переломов:

- повреждение костными отломками рядом расположенных крупных сосудов и нервов;

- развитие болевого шока;

- развитие жировой эмболии (кусочки  костного мозга, который заполняет длинные трубчатые кости, попадает в кровеносное русло и с током крови заносится в мелкие сосуды головного мозга или лёгких, вызывая их закупорку. Осложнение зачастую заканчивается смертью пострадавшего.).

Принципы оказания первой медицинской помощи. 

Вправлять отломки, касаться раны нельзя!

Во всех случаях наружное кровотечение должно быть остановлено. При сильном кровотечении жгут может быть наложен на сегмент дистальнее места перелома. На рану наложена асептическая повязка по общим правилам наложения повязок.

С целью профилактики болевого шока пострадавшему следует дать обезболивающее средство (5-6 таблеток анальгина, предварительно растолчённого до порошкообразного состояния. Для быстрейшего всасывания порошка его следует положить под язык травмированному и залить  минимальным количеством воды (1/2 чайной ложки).

С целью   профилактики повреждения сосудов и нервов отломками повреждённой кости и развития травматического шока необходимо произвести иммобилизацию конечности, т.е. сделать отломки неподвижными.

При развитии терминальных состояний оказать первую реанимационную помощь в полном объеме.

Обеспечить щадящее транспортирование, постоянный контроль общего состояния, наложенных шин.

Транспортная иммобилизация.

Цель транспортной иммобилизации: предупреждение развития шока, терминальных состояний во время пребывания на месте происшествия, в очаге, и в процессе эвакуации в лечебное учреждение.

Задачи иммобилизации: максимальное обездвиживание отломков кости; предупреждение значительных смещений их, вторичных повреждений сосудов, нервов, тканей; обездвиживание сегментов конечностей в области суставов для более надежной фиксации отломков в зоне перелома – с защитой суставов и физиологических костных выступов от возможных травм (наложенными шинами и в процессе транспортировки).

Для иммобилизации конечностей применяют медицинские шины (лестничные, сетчатые, специальные). На оснащении поисково-спасательных подразделений медицинских шин нет. Для иммобилизации конечностей могут применяться импровизированные шины из подручных средств, комплекты «Герма». «Парамедик», реклинатор.

При проведении транспортной иммобилизации необходимо выполнить основополагающие условия:

1.Фиксировать не менее двух соседних суставов, а при переломах плечевой, бедренной костей фиксировать три сустава. При переломе позвонков, костей таза  для иммобилизации используют щит.

2.Подготовить шины. Обложить их ватно – марлевыми подушечками или ветошью. Убрать все комки, узлы. Закрепить ходами бинта (или полос ткани).

Правильно готовить, тщательно моделировать шины. Правильно расположить конечность. Строго соблюдать методики наложения шин.

Защитить суставы обкладыванием выступающих костных образований ватно-марлевыми прокладками или чистой мягкой тканью (шарфами, ветошью). Тщательно отмоделировать, расправить каждую прокладку. Исключить неровности, комки, узлы.

Надежно фиксировать шины, конечности бинтами, косынками, любой тканью.

3.При закрытых переломах наложение шин осуществлять непосредственно на одежду. При этом все складки одежды расправляются, карманы освобождаются.

Обувь снимается только при переломах костей стопы или голеностопного сустава.

4.В холодное, особенно зимнее время, надо обеспечить надежное утепление пострадавшего, поврежденной конечности.

5.При открытых переломах все действия должны соответствовать требованиям первой

медицинской помощи при  ранах.

6.Обеспечить доступное обезболивание по приведенной методике (анальгин, пенталгин, баралгин и др.).

При массивной кровопотере дать солевой раствор; горячий сладкий чай, кофе.

7.Применять надежные, но достаточно щадящие методы и технические средства эвакуации; учитывать особенности дорог, продолжительность эвакуации (транспортирования); вид, характер, особенности транспортных средств

8.Обеспечить постоянный контроль состояния пострадавшего, правильность положения повязок, шин; надежность иммобилизации. При наложенном жгуте контролировать время нахождения его на конечности, вовремя  осуществлять контроль  жгута и пр.

Сложные ситуации и необходимые действия.

При открытых переломах осколки костей, свободно лежащие в зоне перелома, удалять или перемещать нельзя. Концы отломков, торчащие в ране, обрабатывать, вправлять нельзя. Кожа

вокруг раны тщательно очищается, обрабатывается – по принципу обработки ран; во всех случаях необходимо полностью исключить возможность попадания в рану используемых агрессивных

жидкостей (бензина, спирта, настойки йода).

На раневую поверхность, на торчащие концы отломков накладывается асептическая (стерильная) повязка или стерильная ватно-марлевая салфетка, например, из индивидуального перевязочного пакета (вскрывать, извлекать, разворачивать ее следует очень внимательно и осторожно,  чтобы не нарушать стерильность);. Асептическая повязка тщательно закрепляется ходами бинта (без особого сдавления).

Перед наложением транспортных шин следует дать пострадавшему обезболивающие средства. В начальном периоде догоспитального этапа снятие болей, тем самым предупреждение

развития болевого шока, как отмечалось, достигается дачей таблеток анальгина (или пенталгина, баралгина), в максимальной степени раздавленных между чайными ложками, и  засыпанных под язык – без запивания (порошок залить половиной чайной ложки воды – желательно теплой).  Возможно, снятие болей с помощью 50 г  водки.

Наложение шин необходимо осуществлять предельно осторожно. Вначале подводится и фиксируется несколькими ходами бинта нижняя шина.

Транспортировать пострадавшего следует с максимальной осторожностью и под постоянным контролем, так как возможно внезапное резкое ухудшение состояния, развитие тяжелого шока, терминальных состояний; возможно смещение шин, повязок.

В начальном периоде догоспитального этапа, то есть при отсутствии стандартных шин, применяются, как отмечалось выше, любые подручные средства – планки, узкие доски, лыжи, палки, куски фанеры или плотно связанные полосы картона, даже хворост, солома и пр. Фиксация осуществляется достаточно надежными средствами – полосами (жгутами) плотной ткани. Это очень ответственная работа, особенно для немедика. Она требует максимального внимания, осторожности, ответственности.

Применение веревок, шпагата, шнуров, проволоки необходимо исключить вследствие опасности повреждений тканей конечностей.

Техника. Медицинскими работниками для иммобилизации используется в основном стандартная проволочная лестничная шина Крамера (10×110, 10×60 см). Она наиболее доступна, проста в обращении, может храниться в любых условиях (за исключением повышенной влажности), применяться многократно. В домашних аптечках также надо иметь три шины Крамера (см. таблицу 2). Поэтому мы приводим краткие основные сведения по применению этих шин в наиболее частых и сложных ситуациях.

Очень важно правильно подготовить шины. Обложить шину Крамера, или шину, изготовленную из любых подручных средств ватой, закрепить ее ходами бинта. Отмоделировать шины. Использовать нужно вату (серую, не гигроскопическую), бинты, ватно-марлевые прокладки, мягкую чистую ткань, в сложных ситуациях – вату из подушек, матрацев и пр.

Транспортная иммобилизация заключается в фиксации предплечья под углом 90 градусов и придания кисти, так называемого физиологического  (то есть среднего) положения, при котором второй-пятый пальцы полусогнуты, расположены на вложенном в ладонь довольно плотном валике из мягкой ткани; сама кисть должна быть умеренно отклонена в тыльную сторону. Для фиксации предплечья можно использовать подручные средства – подол пиджака или рубашки, брючный ремень, длинную полосу ткани.

Переломы костей плечевого сустава. Согнуть конечность в локтевом суставе под углом 90 градусов; кисть должна быть в среднем положении, с валиком в ладони. Предплечье прибинтовать к туловищу повязкой Дезо.

Переломы плечевой кости. 

1. Фиксировать три сустава: плечевой, локтевой, лучезапястный. Подготовить шину из подручных средств. Если имеется возможность – использовать шину Крамера; отмоделировать по длине предплечья пострадавшего, изогнуть ее по фигуре помощника (с учетом особенностей пострадав­шего), от лопатки противоположной (здоровой) стороны по тыльной поверхности поврежденного плеча и предплечья, согнутых в плечевом суставе — под углом 90 градусов.

2. Шина накладывается вместе с помощником. При переломе правой плечевой кости помощник находится справа, левой рукой он держит предплечье вблизи локтевого сустава, правой фиксирует кисть, лучезапястный сустав. При этом необходимо осторожно согнуть конечность пострадавшего в локтевом  суставе, оттягивая левой рукой сустав вниз. При переломе левой плечевой кости помощник правой рукой держит предплечье, левой – фиксирует кисть.

Переломы требуют особого внимания из-за сложностей наложения и фиксации шин, а также из-за опасности вторичных смещений отломков (особенно при длительном транспортировании по плохим проселочным дорогам) – это может способствовать развитию тяжелого шока и гибели пострадавшего.

Шины накладываются в зимнее и холодное время прямо на одежду; обувь не снимается. В летнее время возможны ситуации, когда пострадавший оказывается почти без одежды (рис. 82); в этих случаях необходимо обеспечить особо тщательные прокладки в местах костных выступов, стоп.

Иммобилизировать конечность (см. рис. 82-87) следует тремя шинами: наружной, внутренней и тыльной (задней); при наложении внутренней шины нужно исключить возможность травмирования мужских половых органов. Фиксация конечности и шин должна быть надежной, но исключающей опасность повреждений мягких тканей и суставов, нарушений кровообращения.

Особое внимание! Нельзя допускать ошибочные действия:

- недостаточную или плохую подготовку шин;

- непроведение мероприятий по предварительному обезболиванию (хотя бы исходя из возможностей первого периода догоспитального этапа);

- грубое наложение шин; грубое излишнее стягивание шин бинтами (полосами ткани); отсутствие защиты суставов, костных выступов;

- наложение наружной и внутренней шин без мягкой прокладки в подмышечной впадине и в паховой области;

- недостаточную надежность фиксации конечности и шин; неправильное наложение внутренней шины (например, вызывающее травму половых органов у мужчин, или не обеспечивающую упора в промежности);

- несоответствие длины шины – требуемой по физическому статусу пострадавшего;

- «провисание» стопы, разворот ее наружу или вовнутрь;

- попытки иммобилизации без наложения задней шины; наложение повязок в области суставов или костных выступов;

- фиксация узлами тканевых жгутов по передней поверхности нижней конечности.

При отсутствии стандартных шин необходимо использовать подручные средства. Одним из вынужденных, но в целом неплохих вариантов служит прибинтовывание поврежденной конечности к здоровой с применением полос из сложенной материи (например, полотенец, разорванных простыней); в качестве подкрепления фиксации конечностей в наиболее опасной зоне можно использовать ремень от брюк.

Переломы бедренной кости. Фиксировать три сустава – тазобедренный, коленный, голеностопный – с использованием нескольких плотно сложенных, надежно закрепленных шин Крамера, или подручных средств.

Наложение шин Крамера. Подготовить, отмоделировать шины:

- наружную  длинную, от подмышечной впадины до стопы и несколько далее – из 2-3 стандартных шин, надежно соединенных друг с другом;

- заднюю  длинную – от ягодичной складки, по задней поверхности, до стопы, далее с поворотом под углом 90 градусов на стопу, несколько выходя за пределы пальцев;

- внутреннюю  – от паховой области (промежности) по внутренней поверхности ноги до стопы, далее под углом 90 градусов до наружного края стопы.

Шины обкладываются ватой, закрепляемой ходами бинта по общему принципу. Все костные выступы по ходу шин проложить ватой, фиксировать ее ходами бинта. Наложить шины.  Скрепить концы наружной длинной и  внутренней шин в области стоп. Длинную шину надежно фиксировать к туловищу в нескольких местах. Все три шины фиксировать к бедру и голени в верхних отделах и вблизи голеностопного сустава. Прибинтовать шины к конечности. Стопу надежно прибинтовать к шинам перекрестными («восьмеркой») ходами бинта.

Иммобилизация планками или жердями. Использовать 3-4 достаточно прочных планки (жерди) шириной около 4-5 см; одну из них (наружную) – длиной от подмышечной впадины и на 5-6 см длиннее стопы; другую (внутреннюю) – длиной от паха до того же уровня у стопы; третью (заднюю) – от ягодичной складки до стопы.

Подготовить 8-9 лент или узких, достаточно прочных, длинных полос, жгутов ткани (при отсутствии бинтов). Допускается использование ремней, шнуров (нежелательно!), но с обязательной тщательной прокладкой по всему ходу их, особенно спереди и по бокам, мягкой тканью. У верхней части наружной и внутренней шин тщательно уложить мягкую ткань в виде валика.

Конечность и шину надежно зафиксировать круговыми ходами полос ткани или бинта. Стопу расположить строго под углом 90 градусов к оси конечности; фиксировать ее к голени и шинам перекрестными ходами ткани («восьмеркой»).

Иммобилизация лыжами. Развернуть лыжу согнутым передним концом наружу, или отломать его у начала сгиба. Задний конец лыжи тщательно обложить варежкой, перчатками и т. п.; разместить в подмышечной впадине.

Вторую лыжу приложить к спине и задней поверхности конечности (согнутый конец расположить внизу или отломить). По внутренней поверхности ноги расположить обе палки (концы их отломить или согнуть – если палки металлические).

Обложить выступы суставов мягкой тканью или сухими варежками (перчатками). Надежно зафиксировать лыжи в области грудной клетки и поясницы двумя-тремя ремнями (шарфами и т. п.), предварительно обвязав ими лыжи. Фиксировать лыжи также в области бедра, верхней трети голени, выше голеностопного сустава.

Утеплить пострадавшего.

Иммобилизация при отсутствии подручных средств.

В подобных достаточно негативных ситуациях, отмечаемых к счастью, нечасто, пострадавшая конечность должна надежно фиксироваться к здоровой конечности (рис. 84). Фиксация  достигается жгутами из материи, накладываемыми на обе конечности в верхней и нижней третях бедер, в верхнем отделе голени на уровне несколько выше голеностопных суставов. Матерчатые жгуты или полосы должны накладываться очень тщательно (чтобы не повредить нервные сплетения, не пережать сосуды): одежду следует тщательно выровнять, складки, бугры устранить; жгуты (полосы из материи) расправить.

Не нужно использовать плотные тонкие (особенно!) или толстые веревки (см. рис. 84) В то же время, в редких случаях они могут быть единственно возможным средством фиксации, хотя это весьма нежелательный вариант, в подобной ситуации прокладки под ними должно быть особенно надежными, достаточно массивными. Наложение должно осуществляться под контролем пульса, на минимальное время, с продолженным контролем пульса на протяжении эвакуации. В приемном отделении стационара подобные конструкции снимаются вне всякой очереди.

Существует «золотое правило» – всеми возможными силами сопротивляться применению столь опасных средств!

Во всех случаях иммобилизация пострадавшей конечности к здоровой требует большого внимания. Больные подлежат эвакуации в первую очередь (под постоянным наблюдением и контролем).

Переломы костей коленного сустава (кроме бедренной). При использовании подручных средств очень важно исключить возможность провисания стопы, разворота ее наружу или вовнутрь. Не допускается установка короткой тыльной планки, не обеспечивающей фиксацию стопы.

Если в распоряжении спасателя, оказывающего первую медицинскую помощь, имеется выбор стандартных шин, следует использовать три шины Крамера: по задней поверхности ноги от верхней трети бедра до голеностопного сустава (см. рис. 86). Боковые отделы суставов, костные выступы, область перелома проложить ватно-марлевыми подушечками. Надежно фиксировать конечность круговыми ходами широкого бинта.

При тяжелой травме целесообразно дополнительно наложить тыльную шину.

При переломах надколенника, неполных переломах (трещинах) других костей можно ограничиться одной тыльной шиной (например, доской) – при уверенности в прочности ее.

Переломы костей голени. Иммобилизация шинами Крамера. При переломах обеих костей используются две шины Крамера, в сложных условиях – три шины Крамера; при переломе одной кости – шина Крамера (или доска) по тыльной поверхности. Можно использовать одну тыльную шину Крамера и две боковые деревянные (или фанерные) шины. Шины накладываются от середины бедра на всю голень с фиксацией голеностопного сустава. Стопа фиксируется согнутой частью шины Крамера.

Приготовить шины, отмоделировать по конечности; тыльная шина – от средней трети бедра по поверхности бедра, голени, под углом 90 градусов на стопу до конца пальцев. Расположить шины по тыльной, внутренней, наружной поверхностям конечности. При отсутствии шин Крамера можно использовать соответствующие куски фанеры, досок, палок.

По общей методике проложить выступающие костные образования ватно-марлевыми подушечками. Фиксировать шины широким бинтом спирально и поперечно (в основном на бедре, верхней трети голени, над голеностопным суставом). Фиксировать стопу в положении под углом 90 градусов в срединной плоскости перекрестными ходами бинта.

Иммобилизация подручными средствами. При переломах костей голени могут использоваться отмоделированные три куска фанеры или тонкие доски: наружная – от середины бедра и на 6-7 см длиннее стопы; внутренняя от паховой области и до того же уровня стопы; тыльная – от середины бедра, захватывая стопу, и на 6-7 см выступая далее.

Если эти требования касательно тыльной шины не выполнены, то стопа провисает, если соблюдены, то провисание исключается, даже в случае весьма примитивной иммобилизации. Однако в подобной ситуации возможно «заваливание» стопы набок.

Все костные выступы, суставы, должны быть тщательно проложены чистой мягкой тканью (ветошью) или ватой. Стопа дополнительно фиксируется ко всем трем шинам. Верхний отдел внутренней шины обкладывается ветошью, серой ватой (избегать сдавления половых органов). Шины фиксируются на уровне бедра, вблизи коленного и голеностопного суставов, в средней трети голени.

При отсутствии иных возможностей допускается иммобилизация конечности на достаточно надежной крепкой доске, располагаемой по тыльной поверхности конечности. В этом случае прокладки суставов, костных выступов, фиксация конечности должны быть особенно тщательными и надежными. Следует исключить возможность боковых смещений стопы, особо тщательно обложить все костные выступы, надежно фиксировать голеностопный сустав, стопу к доске восьмиобразными ходами бинта (ткани).

При отсутствии подручных средств иммобилизация осуществляется путем фиксации пострадавшей конечности  к  здоровой. Во всех подобных случаях особо важное значение имеет  щадящие перенос и транспортирование.

Растяжения связок голеностопного сустава, стопы. Подготовить, наложить шины Крамера по наружной и внутренней поверхностям голени от коленного сустава —> к пятке и на 5-10 см за нее. Сустав обложить по бокам ватно-марлевыми подушечками. Фиксировать шины, голень, стопу (стопу фиксировать под углом 90 градусов).

Возможна иммобилизация шиной Крамера по тыльной поверхности голени, по подошве стопы под углом 90 градусов, до концов пальцев. Шину отмоделировать по форме голени; плотно фиксировать к голени и к стопе.

3.Вложить в подмышечную впадину на стороне травмы ватно-марлевый валик, укрепить его бинтом  через противоположное надплечье. Другой валик вложить в кисть, придать ей среднее  положение. Наложить по тыльной стороне конечности подготовленную шину. Фиксировать верхний отдел шины за ее конец на предплечье бинтом. Фиксировать конечность и шину друг к другу ходами бинта. Фиксировать шину к туловищу бинтами. Можно уложить конечность на косынку.

Переломы костей локтевого сустава. Подготовить, смоделировать шину Крамера (или подручные средства) по тыльной поверхности плеча (от сустава), предплечья, согнутого под углом 90 градусов – до основания пальцев. Наложить шину. Обложить выступающие отделы локтевого, лучезапястного суставов ватой или ватно-марлевыми салфетками, или мягкой чистой тканью, ветошью. Достаточно надежно, плотно фиксировать шину круговыми ходами широкого бинта. Конечность уложить на косынку.

Проверить пульс на лучевой артерии. Нарушения пульса (ухудшение пульсации) служат признаком излишне тугого наложения бинта. В этом случае необходимо проверить ходы бинта, устранить давление, расправить возможные сгибы (или перегибы) бинта, добиться равномерного щадящего давления на всем протяжении конечности.  Нередко бинты приходится накладывать заново.

Переломы костей предплечья. Фиксируются кисть и две сустава, – лучезапястный, локтевой суставы. Применяют шины Крамера или подручные средства.

Приготовить шину, смоделированную от средней трети плеча и предплечья по тыльной поверхности до оснований пальцев.  Конечность согнуть в локтевом суставе под углом 90 градусов Установить предплечье и кисть в среднем положении; кисть несколько согнуть, ладонную поверхность обратить к животу. Наложить шину. Зафиксировать конечность бинтами. Подвесить ее на косынку.

При использовании подручных средств для  иммобилизация в случае перелома костей предплечья осторожно согнуть его под углом 90 градусов. Обложить подготовленную шину (например дощечку, фанеру) слоем ваты или мягкой ткани, расправить их фиксировать ходами бинта. Вложить в кисть валик из мягкой ткани. Предплечье уложить на дощечку, обрезанную по его длине, с захватом лучезапястного, локтевого суставов; можно использовать две сложенные полосы фанеры или несколько связанных слоев картона. Такую же дощечку расположить под углом 90 градусов к первой.

Фиксировать конечность и шины круговыми ходами достаточно прочной ткани – хотя бы вблизи локтевого и лучезапястного суставов. Шинированную конечность подвесить на косынке или полосе ткани.

Переломы костей лучезапястного сустава и кисти. Подготовить, смоделировать шину Крамера по тыльной поверхности предплечья, согнутого в локтевом суставе под углом 90 градусов – от локтевого сустава до кончиков пальцев. Кисть в среднем положении. Вложить в кисть ватно-марлевый валик.

Наложить шину. Боковые отделы лучезапястного сустава, головки пястных костей обложить ватой. Достаточно плотно (но без излишнего сдавления!) фиксировать шину круговыми ходами широкого бинта. Конечность уложить на косынку или на полу пиджака, или на поднятый подол рубахи; надежно фиксировать полу английскими булавками.

Для фиксации верхней конечности на поле пиджака (подоле рубахи и пр.) согнуть предплечье под углом 90 градусов, вложить в кисть валик из ткани. Поднять соответствующую полу пиджака или куртки, расправить (исключить складки, неровности). Тщательно уложить на полу предплечье, плечо. Конец полы можно закрепить узлом с краем воротника на противоположной стороне (не всегда оказывается возможным), или надежно обвязать шпагатом, провести его под воротником через шею, концы связать. Поднятую полу закрепить 3-4 булавками или «прошить» проволокой, гвоздем.

Множественные, особенно двусторонние переломы костей верхней конечности. Фиксируются кисти и три сустава обеих конечностей. Иммобилизация осуществляется с помощью двух или трех шин Крамера; можно использовать также любые подручные средства – важен единый принцип: каждый сегмент конечности со сломанными костями должен быть надежно иммобилизирован в максимально щадящем положении.

По обычному методу готовятся шины. Предплечья укладываются один за другим, на одном уровне, каждое на своей шине Крамера, но края обеих шин заходят друг за друга (тем самым увеличивается общая жесткость конструкции). В обе подмышечные впадины вкладываются ватно-марлевые валики.

После подготовки шин по общим правилам, концы шин, располагающиеся сзади, на уровне основания шеи, закрепляются друг с другом набрасыванием или надежной фиксацией жестким шнуром (проволокой). В первом случае через конечные отделы продеваются несколько ходов бинта, которые далее идут наперекрест, фиксируя правую руку и шину на уровне оснований пальцев (рис. 81); другой ход бинта идет от левого конца правой шины косо, по направлению к правому локтю. Оба хода поднимаются, не пересекаясь, вверх, и фиксируются с начальными отдела. Наложить шину. Боковые отделы лучезапястного сустава, головки пястных костей обложить ватой. Достаточно плотно (но без излишнего сдавления!) фиксировать шину круговыми ходами широкого бинта. Конечность уложить на косынку или на полу пиджака, или на поднятый подол рубахи; надежно фиксировать полу английскими булавками.

Для фиксации верхней конечности на поле пиджака (подоле рубахи и пр.) согнуть предплечье под углом 90 градусов, вложить в кисть валик из ткани. Поднять соответствующую полу пиджака или куртки, расправить (исключить складки, неровности). Тщательно уложить на полу предплечье, плечо. Конец полы можно закрепить узлом с краем воротника на противоположной стороне (не всегда оказывается возможным), или надежно обвязать шпагатом, провести его под воротником через шею, концы связать. Поднятую полу закрепить 3-4 булавками или «прошить» проволокой, гвоздем.

Множественные, особенно двусторонние переломы костей верхней конечности. Фиксируются кисти и три сустава обеих конечностей. Иммобилизация осуществляется с помощью двух или трех шин Крамера; можно использовать также любые подручные средства – важен единый принцип: каждый сегмент конечности со сломанными костями должен быть надежно иммобилизирован в максимально щадящем положении.

По обычному методу готовятся шины. Предплечья укладываются один за другим, на одном уровне, каждое на своей шине Крамера, но края обеих шин заходят друг за друга (тем самым увеличивается общая жесткость конструкции). В обе подмышечные впадины вкладываются ватно-марлевые валики.

После подготовки шин по общим правилам, концы шин, располагающиеся сзади, на уровне основания шеи, закрепляются друг с другом набрасыванием или надежной фиксацией жестким шнуром (проволокой). В первом случае через конечные отделы продеваются несколько ходов бинта, которые далее идут наперекрест, фиксируя правую руку и шину на уровне оснований пальцев (рис. 81); другой ход бинта идет от левого конца правой шины косо, по направлению к правому локтю. Оба хода поднимаются, не пересекаясь, вверх, и фиксируются с начальными отделами.

Возможно расположение обеих предплечий на одной шине (одно рядом с другим). В качестве варианта может служить расположение дополнительной фиксирующей шины – горизонтально на уровне плеч (надежность иммобилизации значительно возрастает). В приведенных методах иммобилизации надежность фиксации концов шин имеет решающее значение. Наложение, окончательное моделирование шин производится на выдохе. При использовании импровизированных шин иммобилизация каждого перелома осуществляется раздельно, с четким выполнением всех правил и требований. При возможности шины скрепляются друг с другом (для&a

Перейти в каталог